Основная образовательная программа 2013-2016

 Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

 

средняя общеобразовательная школа № 6 города Лабинска

муниципального образования Лабинский район Краснодарского края

Утверждено

решением педсовета МОАУ СОШ № 6

протокол № 1 от «28»  августа  2013 года

Директор  _____________     И. А. Алифанова

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

на 2013/2014-2015/2016 учебный год

2013 год

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения

средней общеобразовательной  школы № 6 города Лабинска Краснодарского края

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 города Лабинска является частью образовательной системы Лабинского района. Деятельность школы регулируется Уставом и нормативными документами органов управления образованием; она исходит из принципа неукоснительного соблюдения законных прав субъектов образовательно-воспитательного процесса. Образовательное учреждение стремится к максимальному учету потребностей и склонностей  учащихся, интересов родителей в целях наиболее полного удовлетворения запросов указанных категорий потребителей и повышения качества оказываемых образовательных услуг. Приоритетное внимание администрации и сотрудников школы направлено на создание комфортных условий для обучения и воспитания детей.Настоящая Программа образовательного учреждения строится на основе преемственности задач и проектов по отношению к ранее выполненным программам.

Введение. Цели и основания:

Основная образовательная Программа школы на период с 2013 по 2016 годы разработана в целях повышения качества оказываемых потребителям образовательных услуг и создания необходимых условий для поступательного развития образовательного учреждения.  При составлении настоящей программы использовались:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»,
  • Типовое положение «О школе»,
  • Федеральная программа модернизации образования,
  • Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения НОО, ООО,
    • Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений,
    • положения, правила и нормы, установленные региональными актами в области образования,
    • аналитические материалы и приоритетные задачи программы развития региональной системы образования Краснодарского края,
    • заключения по итогам обсуждений на заседаниях педагогических советов материалов о реализации проектов программы развития на 2007-2013 годы,
    • материалы ежегодных аналитических отчетов о работе школы за период с 2007 по 2013 годы.

Программа выстраивается в соответствии с направлениями Комплексного проекта модернизации образования региональной школы  и учитывает необходимость решения задач:

  • управление качеством образования,
  • оптимизация штатного расписания и наполняемости классов образовательного учреждения,
  • совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников,
  • расширения ресурсной базы образовательной системы,
  • совершенствования образовательной сети,
  • укрепления общественно-государственного характера управления школой.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании»:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Основные категории потребителей, для которых предназначена образовательная программа:

Первая категория – родители учащихся и родители детей школьного возраста, которые могут стать учащимися Школы. Образовательная программа способствует обеспечению реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, предоставляемых Школой, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.

Вторая категория – педагогический коллектив, для которого образовательная программа определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности всех педагогов. Образовательная программа позволяет показать конкурентоспособность учебного заведения и его взаимодействие с другими образовательными учреждениями, определяет взаимодополняемость образовательных услуг.

Третья категория – муниципальные органы управления образования, для них образовательная программа является основанием для определения качества реализации федеральных и региональных стандартов школой.

Образовательная программа, таким образом, выполняет следующие функции:

во-первых, регламентирует приоритетные стратегические цели образовательного процесса в школе, то есть убеждения педагогического коллектива о назначении образовательного учреждения, основных направлениях и средствах, которые позволяют это назначение реализовать;

во-вторых, определяет особенности содержания образования и организации образовательного процесса через характеристику совокупности программ обучения, воспитания и развития детей, а также описание организации и учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Образовательная программа является важнейшим документом, дополняющим учебный план школы. Учебный план является несущей конструкцией образовательной программы, ее внутренней формой. Образовательная программа наполняет учебный план конкретным содержанием, описывает учебно-методическое обеспечение его выполнения.

Федеральный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта базовых образовательных областей являются внешним стандартом, а данная образовательная программа является внутренним стандартом образовательного учреждения. Она показывает, через какие учебные программы реализуется содержание образовательных стандартов.

Основная образовательная программа представляет собой совокупность образовательных программ разного уровня обучения (начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования) и соответствующих им образовательных технологий, определяющих содержание образования и направленных на достижение прогнозируемого результата деятельности школы.

Основываясь на достигнутых результатах и традициях школы, учитывая тенденции развития образования в России и мировой практике, социально-политическую и культурную ситуацию в стране, были сформулированы следующие цели, задачи и приоритетные направления образовательной программы.

Общие сведения о школе:

Общая характеристика образовательных услуг школы

В образовательно-воспитательном процессе школы представлены новейшие технологии обучения, в том числе компьютерные. Созданы инновационные учебно-методические материалы и система диагностики развития детей, обеспечивающие индивидуализацию обучения. Развитая система дополнительного образования делает реальным выбор обучающимися учебных программ и форм досуга; их качество оценивается по академическим и психолого-педагогическим показателям. Ученики школы участвуют в региональных творческих смотрах, побеждают в предметных олимпиадах, фестивалях, конкурсах.

Комфортность образовательной среды обеспечивается наличием учебных кабинетов;  деятельностью медицинской службы, которой обеспечено снижение заболеваемости на 6,5%. Школа сотрудничает с многочисленными  организациями-партнерами (МИМЦ, ЦПМС, учреждения дополнительного образования, управление культуры, районные общественные организации, управление физической культуры и спорта, управление социальной защиты, районные образовательные учреждения начальной профессиональной подготовки, Армавирская педагогическая академия, ККИДППО и АФ ККИДППО). Действует система информирования родителей о работе школы, на постоянной основе проводится изучение их мнения и обеспечивается участие в управлении.

Всего педагогических работников – 21,18 сотрудников школы имеют высшее образование; 2- награждены  отраслевыми наградами. Возрастает доля работников высшей квалификационной категории; реализуются программы повышения их квалификации и стимулирования. ОУ участвует в ряде  федеральных, региональных, муниципальных проектов.

Подразделения школы

Образовательное учреждение имеет государственную лицензию на ведение образовательной деятельности. Школа прошла процедуру государственной аккредитации. К началу 2013 года в образовательном учреждении обучается  308   учащихся. В настоящее время в структуре школы выделяются три территориальных подразделения:

  • начальная школа
  • основная школа
  • средняя школа

Работники школы

Педагогический коллектив отличается высоким профессионализмом: 7 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 8 – первую квалификационную категорию. В образовательном учреждении 2 сотрудника отмечены нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации», 1  награжден Грамотой Министерства образования Российской Федерации.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Образовательная программа по ступеням обучения

На первой ступени обучения, педагогический коллектив начальной школы призван: сформировать у детей желание и умение учиться; гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися; помогать школьникам приобретать опыт общения и сотрудничества; сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации к обучению; прочной базовой общеобразовательной подготовки школьников на основе гуманизации образования. 1-4 классы обучаются по УМК «Школа 21 века», соответствующим ФГОС второго поколения. Большое внимание в организации учебно-воспитательного процесса первой ступени обучения уделяется здоровьесберегающим технологиям.

БАЗОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 1-4

Целевое назначение:

  • обеспечение образовательного процесса, предусмотренного примерным учебным планом ОУ;
  • развитие положительной мотивации к образовательному процессу;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие культуры умственного труда, навыков самообразования;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие навыков самоконтроля;
  • диагностика развития интеллектуальных и личностных особенностей с целью создания условий для выбора дальнейшего образовательного маршрута.

Ожидаемый результат:

  • достичь  уровня элементарной грамотности в соответствии с требованиями программы;
  • развить положительную мотивацию к образовательному процессу в целом и обучению в нашей школе в частности;
  • развивать познавательные способности;
  • заложить основы культуры умственного труда, навыков самообразования;
  • выявить и начать развитие творческих способностей учащихся;
  • воспитать навык  самоконтроля;
  • заложить основы коммуникативных навыков;
  • создать базу для возможности выбора образовательного маршрута дальнейшего обучения.

На второй ступени обучения продолжается формирование познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, закладывается фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимый для продолжения образования на третьей ступени с учетом собственных способностей и возможностей; создаются условия для самовыражения учащихся на уроках и внеурочных занятиях в школе. На это нацелен учебный план основного и дополнительного образования. В рамках дополнительного образования функционируют кружки различной направленности и специфики.

БАЗОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 5-9 классы

Целевое назначение.

  • обеспечение образовательного процесса; предусмотренного Базисным учебным планом ОУ РФ;
  • обеспечение уровня образованности, достаточной для продолжения образования по образовательной программе
  • развитие культуры умственного труда, навыков самообразования;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие навыков самоконтроля;
  • формирование опыта выбора;
  • воспитание уважения к закону, правопорядку;
  • диагностика развития интеллектуальных и личностных особенностей с целью создания условий для выбора дальнейшего образовательного маршрута.
  • достижение установленного положительного образовательного результата

Ожидаемый результат.

  • ориентирование на продолжение образования в  9-х классах с предпрофильной подготовкой, и далее в средних профессиональных учреждениях и продолжение образования в 10 классе по программе профильного обучения
  • достижение оптимального для каждого учащегося уровня функциональной грамотности в соответствии с требованиями программы;
  • развитие положительной мотивации к образовательному процессу;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие культуры умственного труда, навыков самообразования;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками;

Образование на третьей ступени обучения, ориентировано на продолжение развития самообразовательных навыков и  навыков самоорганизации и самовоспитания, на формирование психологической и интеллектуальной готовности учащихся к профессиональному и личностному самоопределению.

БАЗОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  10-11 КЛАССЫ

Целевое назначение.

  • обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Базисным учебным планом ОУ РФ для классов с профильным обучением;
  • развитие потребности к непрерывному образованию;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие исследовательских умений,
  • развитие культуры умственного труда, навыков самообразования;
  • развитие творческих, исследовательских способностей;
  • развитие коммуникативных навыков, развитие гуманитарной культуры личности,
  • развитие навыков самоконтроля, самореализации в различных сферах жизнедеятельности,
  • диагностика развития интеллектуальных и личностных особенностей с целью создания условий для выбора дальнейшего профессионального образования.

Ожидаемый результат:

  • достижение оптимального для каждого учащегося уровня социальной компетентности в соответствии с требованиями программы:
    • развитие потребности в получении профессионального образования;
    • развитие исследовательских умений;
    • развитие культуры умственного труда, навыков самообразования;
    • развитие творческих, исследовательских способностей;
    • развитие навыка самоконтроля;
    • развитие коммуникативных навыков

Основные результаты работы школы

Основная образовательная программа школы и учебный план предусматривают выполнение государственной функции школы – обеспечение базового общего среднего образования и развитие ребенка в процессе обучения. Главным условием для достижения этих целей является включение каждого ребенка на каждом учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей и способностей. Достижение указанных целей обеспечивается поэтапным решением задач работы школы на каждой ступени обучения.

Образовательные услуги школы имеют устойчивый высокий спрос у населения. За период реализации Программы в школе произошло увеличение контингента учащихся.

Качество образовательных услуг школы за период с 2007 по 2013 годы существенно возросло. Высокие результаты обучения неоднократно демонстрировались школьниками в процессе сдачи экзаменов  в форме и по материалам ЕГЭ и ГИА (в 2007-2013 гг.).

В годы реализации Программы школа начала особенно активно представляться на предметных олимпиадах. Значительное число учащихся школы становились участниками и победителями предметных олимпиад, конкурсов и соревнований по математике, русскому и английскому языкам, литературе, истории, обществознанию, праву, Кубановедению, географии, химии, биологии, технологии,  физической культуре, МХК и др.

На окончание 2012-2013 учебного года в школе-308учащихся.

Начальная школа –  111 учеников, основная общая – 166, средняя (полная) общая школа – 31 учащийся:

Первая ступень обучения (1-4-е классы)

 

На первой ступени обучения (всего   5 классов, в которых на конец 2012-2013 учебного года обучались  111  учащихся), продолжающей формирование познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив ставил перед собой следующие задачи:

1.                  Заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников в соответствии с ФГОС, необходимой для продолжения образования на второй ступени обучения;

2.                  Создать условия для самовыражения учащихся на учебных и внеучебных занятиях в  рамках ФГОС.

Условия, обеспечивающие учет индивидуальных и личностных особенностей учащихся второй ступени обучения, реализовывались за счет внеурочных  индивидуальных и групповых занятий.

Вторая ступень обучения (5-9-е классы)

На второй ступени обучения (всего 6 классов, в которых на конец 2012-2013 учебного года обучались 166 учащихся), продолжающей формирование познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив ставил перед собой следующие задачи:

3.                  Заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на третьей ступени обучения;

4.                  Создать условия для самовыражения учащихся на учебных и внеучебных занятиях в школе и вне ее.

Условия, обеспечивающие учет индивидуальных и личностных особенностей учащихся второй ступени обучения, реализовывались за счет индивидуальных и групповых занятий по различным учебным областям (компонент образовательного учреждения)

 

Третья ступень обучения

 

На третьей ступени обучения (2 класса, в которых на конец 2012-2013 учебного года обучались 31 учащийся) завершается образовательная подготовка учащихся. Школа ставит перед собой задачу – достижение каждым выпускником функциональной грамотности и его подготовку к поступлению в вузы. На окончание учебного года успевают все учащиеся.

Качество знаний за 2006-2013 учебный год (1-11 классы)

 

  • 28 учеников – выпускники основной школы, из них 2 человек получили аттестат особого образца;
  • 18 человек – выпускники средней (полной) общей школы, из них:

1 награжден золотой медалью «За особые успехи в учении» , 9 учащихся окончили школу на «4 и 5»,  все прошли порог успешности

 

Итоги государственной аттестации в 11 классе (2012 - 2013учебный год)

 

Ф.И.О. учителя

 

Предмет

 

 

Число сдававших

%

успеваемости

Средний

Балл

 школа

Средний

Балл

 район

Средний

балл

край

Порог

успешности

Нечаева

Н. В.

Русский язык

18

100

64,8

68,4

66,5

36

Клапощук

А. П..

Алгебра и начала анализа

18

100

45,9

46,5

44,8

24

Карцева Т.И.

Биология

3

100

75,7

66,8

63,3

36

Креховецкая Л. В.

История

2

100

48

56,9

58,1

31

Креховецкая Л. В.

Обществознание

11

100

64,5

64

61,8

39

Харитонова Н. В.

Физика

2

100

46,5

57,1

55

33

Лябегина М. А.

Химия

4

100

70,8

81,7

73,6

32

Огинская

 Е. В.

Английский язык

1

100

70

77,6

73

41

ИТОГО:

 

57

100

60,8

60,6

58,5

34

 

Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9  класса МОБУ СОШ №6

Обученность учащихся по экзамену в форме ГИА по русскому языку и алгебре в 9  «А»  классе составила - 100 %.  Качество обученности составило 52% и 67% соответственно. Выполнили работу на 100 баллов по русскому языку: Болобков А., Ефименко А., Максимова А., Никитина Д. За последние 3 года учащиеся показали самое высокое качество знаний и средний балл.

 

 

 

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА МОБУ СОШ № 6 города Лабинска

 

Образ  выпускника начальной школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на начальной ступени обучения:
Нравственный потенциал.

восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «Родина», «природа», «товарищ».

внутренняя потребность выполнять правила для учащихся, умение и стремление различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников.

обретение опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных

дел, активное участие в процессе жизнедеятельности класса и школы.

Познавательный потенциал.

формирование основных умений навыков учебной деятельности (чтение, письмо, счет).

формирование навыков самоконтроля учебных действий и развитие теоретического мышления

наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию.

Коммуникативный потенциал.

овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: говорить, слушать, сопереживать, сочувствовать.

проявление внимания и интереса к другим людям, окружающей природе, животному   миру.

Эстетический потенциал.

эстетическое восприятие предметов и явлений в окружающей социальной и природной среде

наличие индивидуального эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства

Физический потенциал.

соблюдение режима дня и правил личной гигиены.

осознанное стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленными, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом

Образ выпускника основной школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной деятельности на данной ступени обучения

Нравственный потенциал

восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «коллектив», «доверие», «выбор».

стремление и желание проявить сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы.

умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело.

Познавательный потенциал

формирование индивидуального стиля учебной деятельности, выработка устойчивых учебных интересов и склонностей.

умение управлять подсознательными процессами личности

способность адекватно действовать в ситуации выбора на уроке

Коммуникативный потенциал

усвоение основ коммуникативной культуры личности

умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, овладение навыками неконфликтного общения

способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, взглядам, социальному положению.

Эстетический потенциал

способность видеть и понимать гармонию и красоту окружающей действительности

знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства

апробация своих возможностей в музыке, литературе, изобразительном искусстве, прикладном творчестве

Физический потенциал

дальнейшее развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости

Знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями

Образ выпускника средней школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе на данной ступени обучения.

Нравственный потенциал.

усвоение ценностей и понятий «отечество», «культура», «любовь», «творчество», «жизненная цель», «субъективность».

воспитание чувства гордости за свою Родину.

адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей.

готовность к профессиональному самоопределению, самореализации во взрослой жизни.

сознательная активность в общественных и классных делах, в работе с младшими школьниками

Познавательный потенциал

желание, стремление и готовность продолжить обучение после школы

сознательная потребность в более глубоких избранных областях знаний, необходимых для дальнейшего образования

наличие навыков самостоятельной учебной деятельности,

знание и понимание основных положений Конституции РФ

Коммуникативный потенциал.

наличие индивидуального стиля обучения

владение разнообразными умениями и навыками общения с людьми различных возрастов и жизненных взглядов,

способность контролировать и корректировать в общении и отношения с конкретным человеком свою и чужую агрессию.

Эстетический потенциал.

стремление и умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты

потребность в посещении театров, музеев, выставок, концертов

желание творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности.

Физический потенциал.

стремление к физическому совершенству

осознание прямой связи между физическим состоянием человека и его работоспособностью.

Основная образовательная Программа школы принимается сроком на 3 учебных года. Школа оставляет за собой право корректировать отдельные её разделы по мере необходимости. Раздел «Учебный план» обновляется ежегодно.